Мне было 18 -продолжение

Мне было 18 — продолжение.

Начало статьи https://stimofeevna.ru/mne-bylo-18/

Так мы с моим начальником отряда оказались членами экипажа вертолета. Мы летали и на МИ-4, но я хочу рассказать о МИ-1.

Цирк сплошной — его полеты.

МИ-1 — это такой маленький вертолетик, у которого в кабине сиденье пилота, а сзади него скамейка для двух пассажиров. Я до сих пор вижу, как по шее пилота текут крупные капли пота, как будто всю тяжесть вертолета он поднимает на своих плечах.

Нашего пилота звали Альберт Степанович, я звала его АС, его это сердило. Но он был асом. Для него было делом чести плюхнуться на точку, намеченную на карте. А потом, пока мы со Славой, моим начальником, делали свои измерения на приборах, он с топором бежал и рубил одинокие деревья, которые могли помешать ему взлететь.

Часто бывало, что он не мог взлететь, вертолет не вытягивал. Тогда он высаживал Славу, взлетал со мною, отвозил меня на большое болото, а сам возвращался за Славой. А я стояла на этом болоте, смотрела в направлении скрывшегося вертолета и гадала, прилетит ли вертолет за мной. Мне было страшно.

Я боялась все время. На базе мы оставляли карту нашего ежедневного маршрута, но, как правило, у Славы во время полета появлялась идея, как удачнее захватить точки, не указанные в маршруте. И мы отклонялись от указанного маршрута «ничтоже сумняшеся».

Ситуация усугублялась тем, что посередине маршрута у нас была заправка горючим в Ванаваре. Весной баржа с горючим для вертолетов выше по Подкаменной Тунгуске не смогла пройти. Пока пилот заправлял вертолет, Слава ходил в магазин и приносил огромную бутылку вина. У нас был перекус, разливали вино. Меня спрашивали: «Ты будешь?». Я, все время помня, что у нас еще половина маршрута, и, чтоб летчику меньше досталось, храбро отвечала: «Буду».

ЧП и НЗ.

Дальше продолжался такой же цирк. Я с тревогой вглядывалась в каждую точку, куда мы садились. И уже понимала, сможем ли мы безопасно взлететь. Когда мы сели на подготовленную вертолетную площадку на месте бывшей стоянки геологов, я вздохнула с облегчением. Ничто не предвещало неприятностей.

Но неприятность случилась. Вертолет не завелся. МИ-1 заводился от баллона со сжатым воздухом. Воздух весь стравили, а вертолет не завелся. Оставалось ждать помощи. Кто первым вспомнил, что мы отклонились от заявленного маршрута на 9 км? Я, конечно.

В вертолете был НЗ (неприкосновенный запас) на случай ЧП. До захода солнца НЗ нельзя было трогать, вдруг нас найдут раньше? Тогда ЧП не считается. Мужчины мечтали, как они будут варить гороховый суп в крышке от гравиметра, а мне пообещали крутой шоколад. Но еще не стемнело, как нас нашли.

МИ-4 кружил по нашему заявленному маршруту, люди по бортам напряженно вглядывались вниз. Только главный геофизик партии смотрел по сторонам, он и заметил выпущенную Славой сигнальную ракету. А мы в это время напряженно прислушивались к дальнему слабому рокоту, увидели ли ракету? Повернули ли к нам?

МИ-4 приземлился рядом, места хватало. Было очень смешно наблюдать, как из МИ-4 выскочил длинный техник нашего вертолета и побежал к нам, а навстречу ему побежал наш маленького роста Алик. Они встретились посередине, коротко поговорили, и вот уже техник тащит запасной баллон с воздухом. И на этот раз приключение окончилось благополучно.

Очень интересные рассказы о Подкаменной Тунгуске zhiznteatr.mirtesen.ru›blog…Podkamennaya-Tunguska

http://asonov.com›goroda-i-strany/podkamennaya-tunguska…